Проект Т-507 (АТ-3)

Peter   29.09.2015   Комментарии к записи Проект Т-507 (АТ-3) отключены

 В августе 1992 года в Сиэтле на поле Боинга пришлось наблюдать за работой службы FedEx. Прилетел рейсовый грузовой, довольно старый и потрепанный В-707 этой самой компании FedEx. Из него прямо на поле выгрузили гору посылок, коробок и мешков с почтой. Гора была внушительной в 2 человеческих роста. Рядом стояли 3 Piper PA-31 Navajo, которые загружались четырьмя парнями. Они были все в «мыле» метались от кучи мешков до самолетов и обратно, как тараканы во время пожара. Набив фюзеляж до отказа коробками и мешками, трое из них, как циркачи «рыбками» нырнули в заранее открытые форточки, прямо в командирское место каждого самолета.
     Наблюдая за этой картиной, мы поняли, что работа для пилотов привычная, а отсутствие двери в носовой части фюзеляжа, заставляет их и летом и зимой держать форточки открытыми.
     После этого эти самолеты порулили на взлет. Как мы узнали позже, эти самолеты летели по маршрутам на дальность 150-300 миль. Такая система доставки груза в США называется «фидерная система воздушного транспорта». В одну точку (сейчас эту точку называют словом хаб) большой самолет доставляет большой груз или много пассажиров, а потом все это развозится более «мелкими» самолетами по «точкам».
      Четвертый «грузчик и пилот» из этой компании, который не улетел, оказался директором маленькой фирмы, с которой FedEx подписал контракт, по доставке грузов из хаба до места назначения. Эти 3 Piper Navajo (Навахо) оказались его самолетами. Узнав, что мы авиационные инженеры из России, он очень обрадовался и в неподражаемой американской манере  прямо на поле сформулировал ТЗ на самолет для своей маленькой транспортной компании. Далее, практически дословно
1.      Вместо двух поршневых  двигателей  – один ТВД на керосине.
2.      Крыло снизу убрать – во время погрузки- разгрузки, постоянно гнется, а иногда и отрываем механизацию (закрылки, элероны). То есть только высокоплан.      
3.      Большая  квадратная грузовая дверь
4.      Большое квадратное сечение фюзеляжа
5.      Отдельная дверь для пилотов
6.     Никакого пластика, только дюраль и сталь. Необходима высокая ремонтопригодность, вплоть до возможности отремонтироваться в обычном автосервисе.

7. Передняя стойка шасси

На вопрос, почему они не используют Cessna 208 Caravan, Джей – так звали того парня, сказал, что он не миллионер, и он (Caravan) очень большой для него. Для них оптимальна цена 400-500 тыс $, а Caravan, это минимум 1,2 млн $ (сейчас цена  около 3 млн.$).
Вернувшись домой мы приступили к работам. Так получилась целая серия проектов с одним ТВД на 7-8 пассажиров и 1-2 пилотов.Сечение фюзеляжа мы сделали по ширине 1.5 м и по высоте 1.4 м (это внутри салона. Для справки салон  Caravan 1.57м на 1.3м). Установили ТВД М-601 или американский  двигатель H серии.

Особенности конструкции
Фюзеляж — не герметичный, т.к. малая протяженность трасс, где его предполагалось использовать. Не успел взлететь, набрать высоту, пора снижаться. Ферменная конструкция. Сталь 4130, 30ХМА. 
Крыло- 25.9 кв. м. Профиль РII-14. Механизация состоит из однощелевых закрылков и зависающих элеронов. На некоторых машинах есть интерцептор, для увеличения вертикальной скорости на этапе снижения. Требования под парашютистов. Быстро взлетел, быстро сел, загрузил людей и можно опять взлетать. Опять таки для парашютистов в последствии проектируется сдвижная, прозрачная вверх дверь (как на компьютерной фотографии), и большая, съемная подножка. 
Вертикальное оперение увеличенной площади, рассчитанное на посадку с боковым ветром.
Горизонтальное оперение увеличенной площади, рассчитанное на полет с предельно задней центровкой.
    Никакой гидравлики
    Пилот один, но управление двойное
    Никаких лишних приборов.

По этой теме было спроектировано несколько основных проектов это сам Т-507, Т-509 и Т-515.

Проект Т-507 («Хруничев- Авиатехника» АТ-3), в первом исполнении был сделан с соблюдением всех требований, кроме пункта о носовой стойке. Первая летная машина, как экспериментальный вариант имела хвостовую стойку.  Следующие варианты имеют носовую стойку и называются Т-507М (АТ-3М). Были проработаны версии для 6-7 парашютистов со сдвижной вверх, прозрачной дверью, санитарный вариант на 4 лежачих больных и 1-2 санитаров. Есть варианты с поплавковым шасси.

Макс. взлетный вес ВС, кг          2850
Макс. вес пустого ВС, кг        1480
Пилот и его багаж                        80+4
Масса снаряженного, кг        1590
Макс. масса топлива, кг         623
Макс. вес полезной нагр, кг        1260
Дальность при макс заправке, км 1550
Скорость максимальная, км/час         330
Крейсерская скорость, км/час         305
Экипаж, чел.                           1-2
Кол-во пассажиров, чел           7-8
Скорость сваливания, км/час          95
Взлетная дистанция (Н=15 м), м           320
Посадочная дистанция (Н=15 м), м 350
Модель двигателя                      М-601B
Максимальная мощность, л.с.      720
Длинна самолета, м                      9,8
Размах крыла, м                      12,94
Площадь крыльев, кв.м.      25,88
Колея необж. шасси, м.      2,96
Ширина кабины, мм                      1500
Высота кабины, мм                      1400

Полеты первой летной машины можно посмотреть здесь.