Приблизительно в 92 году в наше КБ обратился господин Maule владелец фирмы MAULE. Он хотел наладить выпуск самолетов MAULE в России. В рамках сотрудничества с фирмой Маули, мы сделали проект Т-311. Это 4-х местный самолет изготовленный «по гаражной технологии», без применения сложной и дорогой оснастки и технологий. Самолет оснащается двигателем в 210-250 л.с.
За время работы над проектами Т-401, Т-407, Т-411, Т-415 и другими, нам пришлось довольно подробно ознакомиться с техническими, эксплуатационными и экономическими характеристиками двигателя М-14П и многими его модификациями. Частенько нам приходилось слышать, «М-14- это плохой двигатель». Мы понимаем тех, кто говорит, что это «плохой» двигатель, а какой же на их взгляд «хороший»?
Разумеется, чаще всего назывались, Continental-ы и Lycoming-и. Правда, оказалось, что эксплуатация этих моторов требует «родного» бензина «100LL» и масла «Aero-Shell», а также строгого следования инструкции по эксплуатации. Если же проигнорировать вышеуказанные требования, то фирма изготовитель снимает двигатель с гарантии. В общем, ничего удивительного и необычного, но даже на сегодняшний день проблема с бензином, маслом и обслуживанием в России полностью не решена.
В период с 1990 по 1999 года мы предпринимали ряд попыток по организации лицензионного производства двигателей Lycoming, Franklin, PZL-F*, французского турбодизеля SMA SAFRAN Group в Москве, в Воронеже… К сожалению, все наши усилия не имели положительного результата.
*PZL-F польская версия американского двигателя Franklin
Т-311 был задуман, как головной проект серии одномоторных и двухмоторных самолетов под двигатели совместного производства мощностью 180-300 л.с и взлетным весом до 1.5 тонн. (Выше 1.5 тонн самолеты серии Т-четыреста)
Приблизительно в 92 году в наше КБ обратился господин Маули владелец фирмы MAULE. Он хотел наладить выпуск самолетов MAULE в России. В рамках сотрудничества с фирмой Маули мы сделали 2 проекта, это Т-311 Колибри и Т-415, который, немного больше Маули. В качестве аналога для Т-311 мы взяли самолет MAULE-5, который в свою очередь является развитием четырехместного Piper Cub. От первоначальных планов производства сбор- комплектов (так называемых Китов) MAULE-5 в России для последующей их доработки в полноценный самолет в США, пришлось отказаться по разным причинам. Одна из них малая размерность самолета, очень он оказался маленьким внутри.
Проект реализовывался самостоятельно с особыми требованиями – ни одна деталь каркаса, систем, не должна соответствовать конструкции Maule. Самолет должен удовлетворять требованиям АП-23. Технологически самолет должен производится без необходимости использования производственной базы серийных авиационных заводов, т.е соответствовать американскому термину «самолет низкой технологии», или «самолет гаражной сборки».
Надо сказать, что сами по себе переговоры с владельцем фирмы MAULE и выбор Мaule-5 в качестве аналога для Т-311 «Колибри» не являются звеньями одной цепи. Дело в том, что при выборе аналога для Т-311 мы довольно подробно ознакомились самолетами фирм США и Канады, а так же их не совсем законными копиями в Польше. Что бы не быть голословным приведу несколько фирм, на которых мы побывали и вели переговоры с руководством и самолеты, с конструкцией которых мы ознакомились и на некоторых полетали. Список далеко не полный. Здесь нет в частности самой фирмы MAULE.
США
- Piper
PA-18 Piper Cub
PA-28 Cherokee
PA-32 Saratoga
PA -46 Malibu Mirage
- Aircraft Designs, Inc.
Super Stallion
- Lancair Int, Inc
Lancair IV и IV-P
- Leza Aircraft Corp
Air Cam 912S
- Light Miniature Aircraft
LM -2X-W Taylorcraft
LM-3X-W Aeronca Champ
LM-5X Super Cub
- Murphy Aircraft Mfg. Ltd
Elite
Rebel
Maverick
- New Glastar
Glastar
Glasair Super IIS
- R and B Aircraft Co.
Bearhawk
- Sky Star Aircraft Corp.
KitFox Classic 4
KitFox Lite
KitFox Series 6 Convert.
- Helio Aircraft
Helio Courier
И совсем не подходящий в выбранную весовую категорию Helio Stallion.
И Канада
- St-Just Aviation, Int. Inc.
Super Cyclone
(Cessna C-180 и C-185 –kit)
- De Havilland
Не совсем по профилю Т-311 Beaver DHC-2
И ещё несколькими фирмами.
Мы побывали на производстве большинства из этих фирм, познакомились со строителями kitplane-ов, и как я уже писал, смогли полетать на многих, из перечисленных самолетов и составили о них какое то мнение.
Ознакомившись со всеми вышеперечисленными самолетами с Maule 4,5,7 и выбрав М-5, мы как бы, его «проецировали» на дальнейшую эксплуатацию не только в США, но и России. Maule-5 показался вполне приемлемым для более глубокого изучения, с перспективой сложной эксплуатации в России, в разных климатических зонах, на поплавках, на лыжно-колесном шасси и с носовой стойкой.
Фюзеляж самолета Т-311 ферменной конструкции сваренный из труб сталь 20. Он отличается от базового фюзеляжа Maule немного большими размерами. В частности ширина кабины в зоне локтей пилота 1250 мм у Т-311 и 1150мм у Maule-5 или 7 серий. Для простоты и удешевления конструкции, киль самолета «интегрирован» в ферму фюзеляжа. На руле направления киля, есть роговая и весовая компенсация и дистанционно управляемый триммер. Обшивка фюзеляжа смешанного типа. Капот и двери изготавливаются из метала или пластика, хвостовая часть вместе с килем и рулем направления, обшиваются тканью. Было проработано 2 варианта фермы. Первый вариант оснащается 3 дверьми для экипажа и пассажиров. На левой стороне фюзеляжа есть дверь для посадки пилота, а на правой стороне имеются две двери, для посадки пассажиров и второго пилота
На второй версии фюзеляжа, для пассажиров, как на автомобиле, есть отдельные двери.
На правой стороне фюзеляжа в обоих вариантах фермы, есть открываемая вверх крышка багажного отсека.
Крыло самолета подкосное, клепанной конструкции с работающей обшивкой площадью 17,2 м2 против 15,4 м2 у Maule-7. Профиль крыла РII-14. Механизация занимает 30 % от хорды крыла.
Стабилизатор, подкосный, сварной конструкции с симметричным профилем. Руль высоты имеет роговую и весовую компенсацию. Каждая половина руля высоты имеет дистанционно управляемый триммер. Стабилизатор и руль высоты обшиваются тканью.
Основное шасси, пирамидальные, сваренные из труб стойки с пружинно- жидкостным амортизатором и тормозными колесами 600Х250мм.
Хвостовая стойка рессорного типа с управляемым колесом 200Х80мм.
По независящим от нас причинам, к сожалению проект до сих пор не реализован. Был построен один летный экземпляр. Видео с полетами можно посмотреть здесь. На Т-311 мы изготовили полный комплект конструкторской документации, изготовили 60% оснастки и провели продувки в ЦАГИ. Было сделано несколько комплектов Kitplane-ов, но массовым самолет пока не стал. Хотя цена более чем демократическая, кит глубокой сборки стоил 65-70 тысяч долларов.
Есть фотография KitPlane- а на выставке в Ошкоше.
Длина самолета, м | 6,92 | |
Высота самолета на стоянке, м | 2,35 | |
Размах крыла, м | 10,72 | |
Площадь крыла, м2 | 17,2 | |
Максимальная скорость, км/ч | 260 | |
Диапазон высот полета, м | 0-4600 | |
Посадочная скорость, км/ч | 90 | |
Взлетная скорость, км/ч | 88 | |
Макс скороподъемность на высоте Н=0, м/с | 8 | |
Макс дальность полета, км | 1550 | |
Дистанция разбега с воздушным участком Н=0, м | 215 | |
Дистанция пробега с воздушным участком Н=0, м | 240 | |
Максимальный взлетный вес, кг | 1150 | |
Максимальный посадочный вес, кг | 1150 | |
Полезная нагрузка, кг | 375* | |
Максимальный вес топлива, кг | 180 | |
Вес пустого самолета, кг | 678 | |
Вес пилота, кг | 84 | |
Невыработанное топливо, кг | 2,5 | |
Масло, кг | 6,5 | |
Аварийное оборудование, кг | 4 | |
Вес снаряженного самолета, кг | 775 |
Фотографии самолета Т-311
1 вариант фермы.
2 вариант фермы.