История создания Т -411 началась в 1990 году.
Совместно с Гос НииГА, разработали ТЗ. В результате работы получилось ТЗ 600х600х600 (полезная нагрузка, дальность, необходимая площадка).
После согласования “лица самолета” с заказчиками и Гос НииГА, задание 600х600х600, трансформировалось в 500х1000х350 (полезная нагрузка, дальность, площадка)
Рессорное шасси было одним из требований, заказчик хотел иметь «необслуживаемое шасси». Посадка на малые неподготовленные площадки и, принимая во внимание наличие впереди двигателя с 2.5 м винтом, не позволяли нам применить самолет с передней опорой.
Учитывая нижеследующее, мы спроектировали свой самолет:
1. Самолет должен строится серийно в России, значит, он должен соответствовать АП-23 и FAR-23
2. Материалы должны быть ходовыми и освоенными нашими серийными заводами
3. Размеры фермы, геометрия дверей и багажника должны соответствовать ожиданиям заказчика.
4. Будущий самолет, должен быть агрегатоносителем для следующих модификаций
После исследований модели самолета на штопорение в аэродинамической трубе ЦАГИ, нам порекомендовали модифицировать исходный профиль CLARK –YH. Также был изменен зазор между крылом, предкрылком и элеронами с закрылком.
Шасси изначально, планировали делать из титана, но технологи из МАПО не смогли обеспечить необходимую оснастку (керамический штамп), поэтому пришлось заменить титан на сталь 30ХГСНА.
Фюзеляж самолета ферменной конструкции, состоит из каркаса, сваренного из стальных труб (сталь 4130, после одобрения ВИАМ), и опалубки, собранной из набора профилей (Д16Т). Ферма фюзеляжа конструктивно выполнена из четырех продольных лонжеронов и одиннадцати рам. Рамы между собой связаны раскосами. Опалубка совместно с обшивкой создает внешние обводы фюзеляжа. Она состоит из верхнего и нижнего гаргротов, каркаса фонаря, окантовок дверей, люков и остекления.
Крыло самолета разъемное, прямоугольное в плане, с постоянным профилем по размаху. Оно состоит из двух отъемных частей, каждая из которых крепится болтами к верхней части фюзеляжа посредством стыковых узлов, установленных на переднем и заднем лонжеронах. Крыло дополнительно крепится к фюзеляжу двумя подкосами (передним и задним), имеющими контрподкосы. Щель между крылом и фюзеляжем закрывается специальным зализом. На крыле установлены фиксированный предкрылок, щелевые закрылки и щелевые элероны. Конструктивно крыло выполнено двухлонжеронным, состоит из металлического каркаса и обшивки. Обшивка носка, нижней хвостовой части крыла, корневой части (бакового отсека) выполнена из Д16Т, обшивка законцовки — из стеклопластика, остальная часть крыла имеет тканевую обшивку, термоусадочную ткань российского производства (ткань «Stits»). Ткань по американской технологии к крылу приклепывается заклепками 2.6 мм. По этой технологии мы обтягиваем крыло за 1 рабочий день. Сейчас ведутся переговоры с ЦАГИ на разрешение использование этой технологии в серийном производстве.
Был проработан вариант крыла с автоматическим предкрылком. На эскизах показаны положение выпущенного и убранного предкрылка.
Хвостовое оперение самолета состоит из стабилизатора, руля высоты (РВ), киля и руля направления (РН). Оперение крепится к фюзеляжу посредством четырех узлов на стабилизаторе и двух узлов на киле. Стабилизатор дополнительно крепится к фюзеляжу посредством подкосов.
На сегодняшний день программа сертификации самолета Т-411 выполнена на 70%. Также на МАПО была сделана оснастка для серийного производства и сделана предустановочная партия из 15 самолетов.
Нами разработаны несколько проектов дальнейшей модернизации Т-411. Это Т-411 на лыжном шасси, на поплавках, укороченная версия (Т-403), «упрощенная версия» Т-411 это Т-415, версия с носовой опорой, версия сельхоз машины, версии с американскими двигателями (Lycoming или Continental) и 2-х моторная версия.
На фотографиях есть KitPlane и собранный самолет в США на выставке в Ошкоше. Один из KitPlane-ов был продан и владелец пробовал установить на него 400 сильный авиационный двигатель Chevrolet.
Есть видеоматериалы по полетам Т-411 и Т-415
Работы по совершенствованию Т-411 ведутся и сейчас. Есть версии с измененной теорией и новым крылом. Новое крыло оснащено 3 баками и автоматическим предкрылком. Для улучешения аэродинамики и эстетики самолета теория имеет некоторую «надутость». Эта модификация получила название Т-411М.
Базовые характеристики самолета Т-411
Макс. взлетный вес ВС, кг | 1720 | Кол-во пассажиров, чел | 4 |
Макс. вес пустого ВС, кг | 1200 | Скорость сваливания, км/час | 73 |
Пилот и его багаж | 80+4 | Взлетная дистанция (Н=15 м), м | 215 |
Аварийно-спас. оборуд, кг | 4 | Посадочная дистанция (Н=15 м), м | 240 |
Невырабатываемое топливо, кг | 2,5 | Модель двигателя | М-14П |
Кислород | 1 | Максимальная мощность, л.с. | 360 |
Масло | 8,5 | Длинна самолета, м | 9,45 |
Масса снаряженного, кг | 1300 | Размах крыла, м | 13,02 |
Макс. масса топлива, кг | 280 | Площадь крыльев, кв.м. | 24,3 |
Макс. вес полезной нагр, кг | 420 | Колея необж. шасси, м. | 2,5 |
Дальность при макс заправке, км | 1250 | Ширина кабины, м | 1,3 |
Скорость максимальная, км/час | 230 | Высота кабины, м | 1,2 |
Крейсерская скорость, км/час | 185-187 | ||
Экипаж, чел. | 1-2 |
Фотографии самолета Т-411 и технологической оснастки
Эскизы конструкции Т-411 в CATIA V5 с новым крылом
Эскизы базового варианта самолета с новым крылом и базовой теорией
Версия самолета с новой теорией